Права и обязанности работодателя в области охраны труда - это гарантия предоставления надлежащих условий для осуществления трудовой деятельности сотрудникам компании (применение инновационных технологий, позволяющих облегчить тяжелую работу и пр.).
Охрана труда: права работодателя
В рамках ТК РФ (ст.22) у руководителя предприятия имеются некоторые полномочия, касающиеся сферы ОТ. Так, права работодателя в области охраны труда заключаются:
- в поощрении служащих за ответственное и качественное исполнение своих обязанностей на рабочем месте;
- в требовании от штата, чтобы они соблюдали правила внутреннего распорядка на предприятии;
- в привлечении к дисциплинарной или материальной ответственности лиц, проигнорировавших требования руководства по соблюдению правил ОТ;
- в создании локальных документов, связанных с ОТ;
- в объединении с прочими нанимателями, в формировании общих союзов, чтобы эффективно защищать собственные интересы в области ОТ.
Каковы обязанности работодателя в области охраны труда
Что же касается обязанностей нанимателя, то они подробно прописаны в ТК РФ (ст.212) и заключаются в обеспечении своим служащим безопасных условий для выполнения своих задач на рабочем месте. Так, он должен обеспечить:
- безопасную эксплуатацию оборудования, недвижимых объектов, использование расходных материалов и инструментария в процессе производства, выполнение технологических процессов;
- высококачественными средствами индивидуальной/групповой защиты;
- безопасный трудовой процесс на каждом рабочем месте;
- соблюдение рабочего режима, а также режима отдыха по ТК РФ;
- необходимой спецодеждой и обувью;
- обучение штата новым безопасным технологиям осуществления рабочих задач, а также предоставление срочной мед. помощи в результате наступления чрезвычайного происшествия.
Наряду с этим руководитель фирмы должен:
- регулярно проводить проверку мест работы на соответствие необходимым нормам ОТ;
- организовывать регулярные медицинские осмотры всем своим служащим;
- отстранять лиц от работы, не прошедших инструктажи по ТБ и ОТ;
- осуществлять личный контроль за состоянием условий работы;
- предотвращать аварийные ситуации;
- оказывать мед. помощь при ЧП или несчастном случае;
- страховать сотрудников от несчастных случаев и т.д.
На директоров фирм, инженеров, руководителей структурных подразделений возлагается ответственность за игнорирование норм ОТ. За конкретные нарушения в рассматриваемой сфере они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже к уголовной ответственности.